ウクライナでの発展

古武道の歴史

柳生心眼流體術

柳生新陰流兵法

ARAKIDO Ukraine Keiko kai

История создания школ Кобудо (kobudō)

 

 

Что такое kobudō?

Слово kobudō(古武道 старинное японское боевое исскуство) противопоставляется некоторым видам современного боевого искусства, таким как kendō (剣道фехтование мечом), jūdō(柔道безоружный бой), и др. Само слово включает в себя «ko», что означает «старинное», «древнее». Однако это никак не означает «ушедшее» или «прошлое».
 Изначально kobudō было не чем иным, как способом физического уничтожения противника в бою. Со временем оно превратилось в budō, т.е. «боевое исскуство» ддя воспитания духовного качества человека в целом. Это произошло благодаря усилиям наших предков-учителей, которые ради сохранения и развития kobudō были готовы отдать свою жизнь. Несомненно kobudō является одной из самых великих японских культурных ценностей наравне с sadō(茶道 исскуство чайной церемонии), kadō(華道 исскуство оформления композиций из растений) и другими видами исскуств.


 Kobudō разделено на разные школы. Речь идет о школах, которые сформирова-
лись, придерживаясь следующих принципов:
 1) Школа сохраняет свою систематезированную, характерную для данной школы
технику «kata» (形 шаблон, форма – яп.) и не нарушает ее. Можно смело сказать, что  «kata» есть дух самой школы. Одну школу отличает от других именно различие «kata» .
 2) Способ передачи «kata» в школе должен быть строго определен. Он может быть
непосредственнойпередачей техник от мастера к ученикам, устной передачей, и др.
Но должно быть документально доказано то, каким путем делается передача «kata» в данной школе.
 3) Школа должна иметь свою династию. В Kobudō передача мастерства делается
от одного к другому человеку исключительно. Поэтому для школы очень важно,
чтобы было доказано, кто кому передавал мастерство.
 Три вышеуказанных принципа формируют школу kobudō и все они должны соблюдаться.




История kobudō

1) Появление школ

 Теперь рассмотрим историю о том, как появились школы kobudō. Почти все шко-
лы, дошедшие до нашего времени, созданы от 1400г.до1500г.
 Именно этот период совпадает с появлением других важных культурных
ценностей , как sadō, kadō, театр nō(能), и т.п. Этот факт наглядно показы-
вает, что kobudō родилось в период бурного культурного развития Японии.
 Ниже приведены данные о жизни некоторых мастеров-учителей школ kobudō и важных культурных событий Японии.

《Данные о жизни мастеров-учителей》
-Iizasa Chōisai Ienao (Katori shintō-ryū)  1387г.-1488г.
-Aisu Ikōsai Hisatada (Kage-ryū) 1452г.-1538г.
-Tsukahara Bokuden Takamoto (Shintō-ryū) 1490г.-1571г.
-Kamiizumi Isenokami Hidetsuna (Shinkage-ryū) 1508г.-1577г.
-Yagyū Sekishūsai Muneyoshi (Yagyū Shinkage-ryū) 1529г.-1606г.
-Miyamoto Musashi Harunobu (Nitenichi-ryū) 1548г.-1640г.
-Itō Ittōsai Kagehisa (Ittō-ryū) 1560г.-1653г.
-Tōgō Tōbee Shigekata (Jigen-ryū) 1561г.-1643г.

《Исторические данные культурных событий Японии》
-Издана книга о теории театра nō «Fūshi kaden» (風姿花伝) 1402г.
-Издана книга о теории театра nō «Kaden-sho»(花伝書)1418г.
-Формирование театров nō и kyōgen(狂言)1446г.
-Ikenobō Senkei (池坊専慶 мастер kadō rikka 花道立花) 1465г.
-Скончался живописец Sesshu (雪舟)1506г.
-Скончался Takeno Jyōō(武野紹鷗) мастер чайной церемонии) 1555г.
-Создана школа живописи Kanō 1559г.
-Скончался живописец Kanō Eitoku(狩野永徳)
-Чайный мастер Senno Rikyū(千利休) окончил жизнь самоубийством. 1591г.

2)До появления школ

А какая была ситуация в Японии до появления школ? Об этом мы можем узнать
по историческим событиям страны.
 С того момента, когда в нашу страну пришла агротехника выращивания риса, началась концентрация капитала и клановое правление. При этом оружие, которое до этого использовали исключительно для охоты, начали применять и в бою. Сам способ обращения с оружием тоже делал прогресс параллельно с изменением материала, из которого было сделано оружие(камень, медь, железо).
 Вскоре императорская власть Ямато начала завоевание восточной части територии Японии. Два синтоистских храма Katori(香取 В нынешней преф.Чиба) и Kashima(鹿島) В нынешней преф. Ибараги появились именно во время этого процесса завоевания с целью укрепления восточного фронта против Эзо (так  называли не подчиняющихся власти местные кланы Востока.). В храмах собирали призывников со всей страны и проводили для них военную подготовку. Затем солдаты, прошедшие подготовку, отправлялись в разные места страны, чтобы служить как sakimori (防人 старинное слово, означающее «защитник границы»), а некоторых отправляли в Киото для охраны городских ворот. Словосочетание «Kashima dachi»(鹿島立ち отьезд от Касимы) является памятью , которую оставил нам этот исторический факт.
 Военную подготовку проводили в основном жрецы храмов. Также они переда-
вали боевые техники последующим поколениям. По этой причине Katori и Kashima с давных времен известны как «Мекка боевого искусства», а позже они стали калыбелью таких великих школ, как Shintō-ryū и др.
 Однако в эпохах Nara(710г.-794г.)и Heian(794г.-1185г.) социальный статус бойцов быд еще низким. Они поднялись к вершинам власти, когда была создана первая самурайская власть Kamakura(1185г.).
 В период Kamakura воевали друг с другом два наиболее влиятельных самурайских клана-Minamoto и Taira. В бою использовали лук и стрелы. Каждый воин на коне сражался с противником один на один. Перед боем соперники должны были представить себя друг другу : назвать имя, родословную , и т.д. В летописи «Хейкэ моногатари»,которая рассказывает о славе и падении клана Тайра, можно увидеть слова,которые напоминают нам названия боевых техник. От того мы предполагаем, что в те времена уже сформировалась систематизированная боевая техника в таком виде, как мы знаем сейчас. Вместе с тем все же боевая техника у  каждого бойца была своя и не было принято передавать ее другим.
 В конце 15-го века, когда началась так называемая «мятежная эпоха», боевые методы круто изменились : сражались не по одиночке, как это было в эпоху Kamakura,а группами из пехотинцев с копьем и другим оружием. Позже, когда в Японию привезли огнестрельное оружие, оно сразу же стало главным в бою.
Создание разных школ боевого искусства произошло почти одновременно, когда
копье и меч сменило огнестрельное оружие.

3) После появления школ

 Прошла «мятежная эпоха» и наступило мирное время, эпоха Эдо. Боевая техника
тоже преобразовалась в budō(武道 боевое искусство), т.е. воспитание и развитие
человеческих качеств. Школы, которые в начале занимались всеми видами боевых техник, стали специализироваться на одном : yawara(柔 безоружный бой),
ken(剣 меч) и  yari(槍 копье) и др. Тем временем школы разветвлялись на разные направления. В результате этого их появилось великое множество.
 Мирное время долго продолжалось, и боевым исскуством стали
заниматься в закрытом помещении(道場 dōjō). Изобрели также защитный шлем и прочий инвентарь. Это стимулировало развитие budō как спортивное соревнование. В наше время мы видим итог этого развития в современном kendō.
 В конце сёгунского периода боевая техника как практика боя снова стала актуальной. Тогда старые школы, хранители «kata» уступали место новым школам,
практикующим боевую технику. Однако, при реформации Мэйдзи новое правительство создало указ о упразднении ношения меча. Это привело к полному ослаблению боевого исскуства в целом.
 В такой ситуации каждая школа была вынуждена искать свой путь выживания : одна пыталась найти возможности в области показа боевой техники  развлекательного характера ; другая начала развиваться в полицейских и образовательных структурах. Между прочим, таким образом развивались современные jūdō и kendō.
 После второй мировой войны боевое исскуство пережило серьезный удар : генштаб оккупационных войск наложил запрет на любой вид японского боевого исскуства.
 Ныне, несмотря на сложности ситуации, люди из разных отраслей вкладывают всю свою силу на восстановление budō. Благодаря этому budō снова приобрела новую жизнь.дну школу отличает от других именно различие «kata» .

2) Способ передачи «kata» в школе должен быть строго определен. Он может быть

непосредственнойпередачей техник от мастера к ученикам, устной передачей, и др.

Но должно быть документально доказано то, каким путем делается передача «kata» в данной школе.

3) Школа должна иметь свою династию. В kobudō передача мастерства делается

от одного к другому человеку исключительно. Поэтому для школы очень важно,

чтобы было доказано, кто кому передавал мастерство.

Три вышеуказанных принципа формируют школу kobudō и все они должны соблюдаться.